Одна большая семья «SWMC 2010»

Печать
swmc
Из года в год Зимняя Музыкальная Конференция в Сочи притягивает к себе профессионалов и любителей танцевальной музыки и клубного бизнеса. SWMC 2010 не стал исключением. Несмотря на капризы погоды, ночные клубы были заполнены, а на дневных лекциях, за редким исключением, не оставалось свободного места. Наряду с большим количеством именитых диск-жокеев и зарубежных хед-лайнеров DJ MAG-Краснодар стал свидетелем жарких дискуссий, шокирующих прогнозов, презентаций новых грандиозных проектов от известных личностей.
Антон Мескалин (DJ MAG- Krasnodar 003 январь-февраль 2010)

Почти все время, что проходила конференция, в Сочи стояла пасмурная сырая погода. В вечернее время даже шел небольшой мокрый снег. Маринс Пар Отель расположен в центре столицы будущей зимней олимпиады, почти на берегу моря. В фае гостиницы 5-ого февраля царила рабочая обстановка, регистрирующихся было много. Очередь на таком мероприятии обычное дело.
После вступительного слова руководителя оргкомитета конференции Андрея Москалева с приветственной речью выступил мэр Сочи Анатолий Пахомов. Глава города, по обыкновению, рассказал гостям SWMC о том, как меняется «южная столица» в связи с Олимпиадой. В последнее время город стал культурным центром России, в котором проходит огромное количество мероприятий. Не последнюю роль здесь играет и SWMC. "Нам интересно все, что способствует развитию событийного туризма в нашем городе", - заметил он и поблагодарил организаторов за проведение столь значимого события.

Официальный тон открытия поддержало и зачитанное приветствие от Директора Департамента молодёжной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Бориса Гусева, в котором, в частности, говорится, что проведение в Сочи таких крупных мероприятий, как Зимняя музыкальная конференция, позволяет привлечь внимание к мировому музыкальному наследию и способствует развитию чувства прекрасного у молодого поколения.
SWMC 2010 стартовала!
Тема докладчика номер два звучала не иначе, как «Катастрофа музыкальной индустрии» и освещал ее Андрей Сафронов - генеральный директор ИА Intermedia. В своем выступлении господин Сафронов много говорил об уменьшении продаж на физических носителях. В частности, по данным «Акар», продажи музыки упали на 20-30% за год и начали уступать он-лайн продажам. Но и они из-за высокого уровня пиратства в нашей стране не способны вернуть в карман звукозаписывающих организаций потерянные доходы. Откуда музыкантам и лейблам в таком случае брать средства к существованию, пока не ясно. Есть опасность все потреять. Также Евгений отметил, что это тренд мировой. И с развитием пропускной способности каналов связи скоро мы перестанем покупать не только музыку, но фильмы, и под угрозой окажется и киноиндустрия. На сейчас можно заработать? По рекомендации господина Сафронова на дисках или физических носителях заработать можно, но не много. Радиостанции могли бы поделиться с авторами большими отчислениями. Мобильные продажи, то есть продажи рингтонов и тому подобное обязательно будут приносить доход. Но вот насчет онлайн продаж генеральный директор Интермедиа, как и Сергей Балдин из EMI, очень сильно сомневается. При этом за последнее время в России появилось 20 новых музыкальных телеканалов. Реклама на MTV и Муз ТВ продается гораздо лучше, чем, например, на том же СТC — это говорит, прежде всего, о том, что музыка все же очень востребована как продукт. Об этом и рассказал Сергей Балдин, генеральный директор представительства крупнейшего международного музыкального холдинга EMI.
«Я буду более оптимистичен. Музыка везде. Никогда такого не было. Мы попробовали работать в разных направлениях, и у нас получается» — говорит Сергей. На сегодняшний день у холдинговой структуры один из самых крупных музыкальных каталогов зарубежных и российских авторов. Включая новый подлейбл «Контора» ( немецкий Kontor), специализирующийся на музыке небольших независимых танцевальных европейских лейблов. Наибольший рост они видят в продажах музыки на телефон. Объем так называемых Vas услуг составляет 1млр$ в России. В 2009 он продемонстрировал рост более 30%. По мнению Балдина, драйверами роста в этом году будут социальные сети (такие как «Одноклассники»), в которых обязательно произойдет монетизация музыки. Хороший рост покажут продажи аудио треков через контент провайдеры, такие как Yota, которая имеет большой каталог легальных песен. При этом речь идет о синглах, а не альбомах. Генеральный директор EMI Россия привел пример с компанией Nokia, когда та очень успешно включила в новую модель своего телефона треки группы Depeche Mode. Продажи телефонов выросли, а альбомы группы стали продаваться в десятки раз лучше.
Тем временем в конференц-зале «Новосибирск» не было мест для того, чтобы вместить всех желающих принять участие в дискуссии на тему развития клубной культуры в провинции. Шамиль Ом — промоутер из Казани рассказал, что они начинали с небольших пати и теперь за плечами богатый опыт организации разного рода успешных событий. Dj Zoomer поведал о ситуации в Ростове. При упоминании о том, что большинство клубов города абсолютно коммерческие, речь зашла о проблеме плохой развитости андерграунд заведений, которые в целом и составляют очаги клубной культуры в каждом регионе, низкой их посещаемости и тотальной экспансии коммерческих форматов из Москвы в регионы. В один момент с заднего ряда попросил слова некий мужчина солидного вида, представившись генеральным директором клуба «Рай» (Москва). Прокомментировав ситуацию, он высказал мнение, что это домыслы, имеющие малое отношение к реальности. «В Москве давно такого нет. Мы стали сами формировать культуру, привозя актуальных европейских музыкантов». Чуть позже присоединился Фонарь, который вел в соседнем зале лекцию, посвященную современным технологиям в диджеинге. И он также подтвердил, что начинать необходимо с небольших мероприятий, привлекая со временем различных спонсоров. Все сошлись во мнении, что залогом успеха является интересная концепция, качество и сам продукт. Осудили такую форму сотрудничества, как выступления ди-джеев по обмену, признали кадровые проблемы и отсутствие возможности научиться такому ремеслу, как клубный менеджмент. Однако от ответа на мой вопрос, на какие финансовые ресурсы это делать, докладчики предпочли уклониться.
В главном зале гостиницы Маринс Парк Отель уже начал свой доклад известный дизайнер одежды Денис Симачев, который рассказал про «Симафон» (специальный дизайн для IPhone от Denis Simachev) и проблемы с подделками. Кризис на нас никак не отразился, объемы продаж остались прежними. Мы продаем настроение» - говорит Симачев. Затем представил собственную творческую деятельность в качестве ди-джея и проект «Family Buget Low». Когда подходило время вопросов Дениса с иронией спросили о том, нет ли проблем с авторским правом из-за использования хохломской росписи в дизайне его вещей? И не будет ли следующим Гжель? Денис ответил, что проблем с этим пока нет. Да и кто будет претендовать на авторское право? Русский народ? Гжель более поздний вид росписи, пришедший из Китая, поэтому его нельзя назвать исконно русским, и мы не планируем его использовать. Заключительным докладом первого дня SWMC был PACHA Russia. Генеральный директор по маркетингу и франчайзингу Pacha Int Риккардо Гаррига, генеральный директор холдинга Pacha Russia Даниел Джордан, и музыкальный директор клуба Dj Коля говорили об истории легендарной сети и ее приоритетах. PACHA – это международная клубная империя с сорокалетней историей и филиалами в 15 странах мира. Клуб зародился в середине 60-х годов прошлого века в эпицентре европейской молодежной тусовки - на Ибице (Испания). А не так давно, поднабравшись за истекший период статуса и веса, добрался и до Москвы и Питера. В планы сети входит до 2014 года открыть еще 6-7 клубов в регионах, включая Сочи в этом году. Также в планах сети — запустить журнал Pacha Magazine, телеканал Pacha Tv., открыть агентство путешествий, Pacha радио на базе «Ibiza Global Nation», которое по их словам, одно из самых популярных в Испании, сайт Pacha.ru и начать гастроли Pacha по городам России вместе DJ Коля. В итоге выходит, что сеть приходит в нашу страну всерьез и надолго, оказывая поддержку, в том числе и российским диск жокея. В каждом городе мира клуб Pacha имеет особенную атмосферу и отличается от остальных заведений сети. Риккардо говорит, что любит больше Москву и Европу, чем США. Так как у нас людям не столь важен сам ди-джей. Для Дэниела это большая проблема — оплачивать по $25тыс за выступление конкретного диск-жокея, например на Ибице. Если клуб вмещает всего 7 тысяч человек. Создание правильной атмосферы — более важный фактор. Гаррига привел в пример вечеринку Flower Power party, когда на танцполе он может видеть одновременно дочь, мать и бабушку, резвящихся под одну мелодию.

swmc
Ночь:
После мастер-класса Дениса Симачева гости конференции вдохновились его успехами в клубной индустрии, и один из главных вопросов вечера был: «На какой вечеринке будет играть Симачев?». На самой же вечеринке, носящей, к слову, закрытый характер, в первой ее части для собравшихся выступал Гоша Куценко с литературными чтениями (формат «Чтения Dewar`s» обязывает). Избранные отрывки из «Путешествий вокруг света» Томми Дюара пришлись гостям по душе. По окончании чтений слушатели вспомнили, что здесь можно еще и потанцевать, чем тут же и занялись. За пультом оказался сначала, правда, не Денис Симачев, а Павел Воля, представивший свой новый проект – сборник коммерческого хауса, состоящий из десяти композиций из разных стран. Под бодрый инди-хаус гости выпивали на балконе с видом на море, снимали на видео смешного персонажа в костюме Петра Первого (никто так и не понял к чему был этот костюм и что мотивировало молодого человека на такое перевоплощение). Ждали Симачева. Симачев начал сет и все закивали – «все как в Москве». Под старые добрые треки прыгали чуть ли не до потолка. Эта вечеринка стала отправной точкой ночи – именно тут все встретили всех, обнялись, выпили и двинули дальше.

Большая часть гостей передвинулась в клуб Plюsh на вечеринку Miller Advanced Music, где с ди-джей сетом выступил участник популярного французского проекта Telepopmusik Кристоф Этье. В невероятно красивом зеленом парке, среди белых скульптур в огромном клубе с фантастическим куполом собралась самая модная молодежь Сочи. Под сет питерского Кто DJ кульбиты на танцполе крутили сотни. А внушительные толпы на входе не давали возможности приезжим гостям города ошибится местом – вереница такси тянулась точно к цели.

Третьим местом, которое мне удалось посетить за ночь, стал клуб «Плотforma», который местные охарактеризовали как «для чиновников и папиков». Место невероятное – клуб в море, пол стеклянный – вода прямо под ногами, белые шатры, цены в баре – тысячи и десятки тысяч. Под музыку ди-джеев Марка Шнайдера (Германия) и московского Spy.der тут отжигали самые гламурные персонажи. На входе – очередь, пускают порциями – все кто в Москве привык проходить в клуб без проблем, здесь в полной мере освежили воспоминания своей молодости. Стояли в очереди, лезли через ограду, были пойманы охраной и так далее. И это была пятница! Сегодня суббота – Сочи, держись!
(Андрей Совельев, журнал Собака.ру)
swmc
2 день:
6 февраля начался день с доклада-обозрения рынка зрелищных мероприятий от эксперта рынка Михаила Евграфова. Как выяснилось, кризис очень сильно снизил активность в музыкальной индустрии в целом, притом, что он и так в России был не очень крупным. «К примеру, рынок концертов в Германии в 5 раз больше, чем в России. У нас всего 2% рынка развлечений мира»- говорил Михаил Еграфов.
Он также рассказал, что билетные агенты сейчас у руля. Технология покупки билета через интернет становится все более популярным и дешевым способом попасть на концерт. При этом цены на билеты с 2004 года в клубах повысились на 100%. С 8 до 16 $. Основные тенденции: сокращение объема печатных СМИ (достаточно вспомнить закрытие такого известного журнала, как Billboard) и прирост телеканалов (+ 20 новых музыкальных каналов). Огромная роль отводиться интернету. Как все мы знаем, происходит замещение традиционных рекламных носителей.
Следующий спикер - заместитель председателя «Коллегии адвокатов и управляющих партнеров» Александр Марков, говорил об авторском праве. Он рассказал, что РАО- Российское авторское общество и ВОИС сегодня имеют право собирать авторские вознаграждения по всей стране. По идее, за каждый трек, сыгранный в клубе ди-джеем или исполнителем, заведению необходимо делать отчисления в авторское общество. Даже несмотря на то, что эти треки могут быть вашими или у вас есть разрешение от автора использовать их в своих сетах. Одним словом, в России не существует регистрации авторских прав. И РАО, и ВОИС собирают дань с любого заведения, где играет музыка или проигрываются видеоклипы на абсолютно законных основаниях, но артисты из клубной индустрии от этих отчислений не получают ничего. Просто по причине того, что РАО по закону, не найдя правообладателя, присваивает деньги себе. То есть, заплатив РАО, можно еще столкнуться с претензиями от правообладателей. Что делать и как с этим бороться? Прежде всего, можно зарегистрировать свой трек в РАО. Далее есть варианты: записать свое произведение на одноразовый диск и послать себе же по почте, заверить у нотариуса, исполнить песню и записать на видео и так далее. Все это охраняется статьей 146 п. 1,2,3. «РАО-это развод, заключайте договора на себя» - советует поддержавшая беседу коллега Александра. Действительно можно заключать договор с тем, кто будет проигрывать, продавать вашу музыку на себя. Далее присвоить уникальный идентификационный номер вашему треку, вне зависимости от материальных носителей, в специальном агентстве ISRC, зафиксировав свое право. В России офиса, к сожалению, нет. Это Лондон. Хотя не совсем понятно, как все это будет работать, но подводя итоги, докладчики сошлись во мнении, что палаток с левыми дисками стало меньше, и отношение общества к этой проблеме будет со временем меняться.

Буфер обмена в голове был заполнен не очень радостной информацией, впрочем, как и всегда после столкновения с реалиями российского законодательства в области авторского права. В 15:00 должен был выступать Синиша Лазаревич, промоутер легендарного "Дягелев". В холле во время Miller Happy Hour, когда можно выпить бутылочку пива, сидел одиозно одетый молодой человек в черной вуали. Рядом с ним мужчина средних лет, как оказалось, это и был Синиша. Когда уже все вошли обратно в конференц-зал, там играла громкая музыка и два слащавых парня, как две капли воды похожие друг на друга, в белых одеждах с татуировками на теле сводили треки в стиле электрохаус. Как выяснилось позже, это новый музыкальный проект «Sexy Twins » клуба «We Are Family », который презентовал на конференции Синиша. « Вы знаете друзья, что в одно утро мы проснулись, а вместо нашего клуба был пепел» - сказал он с небольшим акцентом. Над новым проектом работает команда в 220 человек. «Все наши сотрудники — это наша семья и мы также знаем их семьи. Наши гости хотят видеть стиль и красоту, почувствовать комфорт и получить положительные эмоции. Клуб — это люди, которые сидят возле вас за соседним столиком. Именно поэтому мы набираем только такой персонал, который креативен, свободен и готов развлекаться сам и развлекать других, но при этом у него должно быть ярко выраженное чувство меры. Подбор семейных артистов ведет к успеху. Коллектив должен вычислять красоту, а потом ее культивировать» - говорит Синиша. Площадь клуба, по его словам, больше 2000 квадратных метров. Раньше там располагались подземные гаражи. В заведении есть большой танцпол и фишка клуба - туалет, так как это именно то место, где могут встретиться гости. Место перед ним особенное. Личные номера для уединения, в котором шкаф по нажатию кнопки превращается в кровать и тому подобное. «Атмосфера клуба начинается, когда там есть 800 человек. У нас одновременно могут находиться 1500 гостей» - делится подробностями господин Лазаревич. На вопрос, хотел бы он открывать подобные заведения в других городах, Синиша ответил: «Если бы я хотел это распространять, я бы работал в Макдоналдс». После этого присутствующие увидели то, о чем он говорил. На экране была показана адская вечеринка из «We Are Family Disco Hotel», снятая в стиле хоум видео, видимо, на новый год. Роскошь богемной жизни, тонкая грань между дозволенным и запретным — вот какие ассоциации вызывала эта видеозапись. «К сожалению, женщины в развлекательном бизнесе обычно не бывают счастливы» - признал промоутер. Во время презентации всем дарили диски, записанные для SWMC от нового заведения c музыкой Dj Losev,Noiz, Max Mayers, Sexy Twins,Gold Sky и других. Они не попали в сумки участников конференции (в этом году принимались только очищенные записи).
Следующим спикером по расписанию был Антон Цеслик, генеральный директор радиостанции Kiss FM Украина и вместе с ним Андрей Резников, генеральный продюсер радио «Рекорд» и с недавнего времени генеральный продюсер телеканала MTV. Вообще эти рассуждения о радиостанциях весьма интересны, так как в Краснодарском крае нет ни Рекорда, ни Мегаполиса, которые вещают только в формате танцевальной музыки. То ли дело Украина, в которой Kiss Fm занимает ведущую строчку по популярности в стране, да и в Европе она имеет самую большую сеть покрытия. При этом, по законодательству, в недавнем прошлом единого с нами государства, на радио каждый второй трек должен быть украинским. «Я не представляю, чтобы было, если бы такой закон приняли у нас» - говорит Андрей Резников (радио Рекорд), в диапазоне радиостанции которого уже более 60 городов России. Абсолютно объективным трендом развития радийных медиа стало проведение крупномасштабных событий. Например, Kiss FM собирает ежегодно от 15 до 25 тысяч человек на своих ивентах в Киеве. А радио Рекорд в Санкт-Петербурге почти ежемесячно проводит рейвы. Такие события, как Sensation, Пиратская Станция, Трансмиссия, Theodor Fest, Therapy Session, выступления Armin Van Buuren, Tiesto, теперь и MayDay, а с некоторых пор и Цех в Москве, который собрал около 15000 человек, не могут остаться незамеченными. И это притом, что на них не разрешается употреблять спиртные напитки.

То есть нет ни алкогольных, ни табачных бюджетов. Но даже в этих условиях на Sensation удалось привлечь спонсоров. Кто они? «Мы даем спонсорам не просто рекламное пространство, а предлагаем интересное решение. Например, каждый покупатель майки на Sensation получал в подарок пакетик порошка Persil». Намек все поняли. Также событие поддержали Libresse, Yota и Burn. Для прокладок было предложено сделать специальные навесы Libress над туалетами для дам. Yota предоставила посетителям возможность посидеть «вконтакте». По словам Андрея, сложностей хватает: «Бывало даже так, что за три дня до мероприятия, в которое вложены уже миллионы, ты не знаешь, состоится ли оно. Власти в любой момент могут все отменить». В этом году радио Рекорд представляет новый фестиваль Sensation «Ocean Of White», который должен быть еще масштабнее предыдущего. В то же время Антон Цеслик заверил аудиторию, что Kiss FM уже зарегистрирована в России и есть планы по поводу экспансии. Хотя, если честно, не понятно, на какие частоты она может претендовать, так как этот рынок уже давно поделен, а на регистрацию новых частот необходимы огромные вложения.

 

Следующим докладчиком выступил Марко Пассарани (Red Bull Music Academy), который великолепно отыграл в клубе "Agava" этой же ночью. Он заявил, что Red Bull Music Academy - это не школа, а скорее возможность получить уникальный опыт общения с великими людьми, профессионалами своего дела. Марко приглашал всех, кто хочет попробовать пройти отбор и поехать на данное мероприятие, которое проходит в разных уголках мира ежегодно.

Подводить итоги SWMC 2010 участники собрались за круглым столом. Таш Саркисян (ведущий Comedy Club и владелец нескольких баров в Москве) посетовал, что в последнее время чувствует себя владельцем точек с шаурмой, по которым ему периодически приходится собирать выручку. Большинство признало, что в прошлом году они не чувствовали кризиса, что посещаемость не упала и снаружи кажется, что все по-прежнему. Но это всего лишь красивая витрина. За ней есть настоящая реальность. Уменьшился средний чек, билеты стали продаваться хуже, обострилась конкуренция с другими видами развлечений, такими, как кино. Проще сидеть дома, скачав фильм с торрента, чем идти куда-то в бар тратить деньги. Собравшиеся согласились с тем, что строят отношения с очень узкой прослойкой, а большинство устраивает музыка в стиле ретро и популярная музыка. Также собравшиеся отметили некий тренд «треш-поп», когда ретро мероприятия с музыкой групп "Демо" или "Руки Вверх" становятся очень успешными. Кроме всего прочего государство и общество считает, что ночные клубы — это плохо. Во всем мире люди ходят слушать музыку в клубы, а у нас это очень ограниченная аудитория, массам нужно другое. Андрей Совельев (Собака.ру) позволил себе не согласиться и выразил сомнение, что с таким же успехом можно говорить о театре или кино. Удивил его фестиваль Trancemusicale . За 50 евро в Европе идут слушать совершенно никому не известных новых артистов, и там полно народу. У нас же работает только то, что распиарено. То есть медиа играют ключевую роль? Но скорее тут проблема в отсутствии предложения. «Может надо посмотреть сначала музыкантов, выбрать интересных артистов и тогда появиться спрос?» - ставит вопрос Андрей. Дмитрий Шаля (журнал «Не Спать») решил посмотреть на проблему с другой стороны. Он спросил присутствующих, если все дело в медиа, как же тогда удалось собрать такое количество на «Цех» в Москве. Ведь радио Рекорд в столице не вещает? Андрей Резников честно признался, что не знает, как так вышло (аудитория восприняла это, как шутку). По его мнению, не стоит преувеличивать важность медиа. Продвинутые тусовщики уже давно в интернете. «А музыкантов хороших нет - это точно. Но я рекомендую писать музыку с русским текстом. Мы готовы ставить ее на радио Рекорд» - заверил Андрей.

Таш в тоже время настаивал на своем, что с маленькими клубами, которые продают настроение, дело обстоит иначе. Что деньги у людей закончились, и народ просто перестал пить. И теперь по средам «Мафия», а по четвергам R&B. Сейчас, по его мнению, рулят кухонные пати. Позвал кого хочешь, выбрал музыку сам и отлично, обществу сейчас доступно очень много музыки. А клуб завязан на формате и возможно настало время «ручной работы» и камерных вечеринок.

 

Подводя итоги, можно отметить, что внимания к регионам необходимо уделять гораздо больше. Это доказал интерес к этой теме, что стало очевидно неожиданностью для организаторов. Также, к сожалению, очень мало предложений именно для клубного бизнеса. SWMC – отличный форум для обсуждения существующих проблем индустрии в непринужденной обстановке, со звездным составом участников. Однозначно хотелось бы видеть больше компании, работающих в этой сфере, пускай менее известных, но достигших определенных успехов ( лейблов, дистрибьюторов, промо групп). На форум приехало более 800 человек. Возможно есть смысл делать это событие в качестве выставки. Ну и конечно нужно больше выступлений интересных артистов в клубах Сочи. В любом случае быть в кругу единомышленников и делиться опытом очень важно, как сказал Синиша: « Все мы, кто занимется клубным бизнесом — одна большая семья».



Tags: сочи  2010  swmc  музыкальная конференция