На тиражирование музыки теперь нужна лицензия.

Печать
8 августа вступили в силу поправки к Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно этим изменениям, теперь на тиражирование ПО, видео и музыки потребуется соответствующая лицензия.
Эксперты сходятся во мнении, что об эффективности очередной законодательной инициативы судить пока рано, по крайней мере, до того момента, как будет создана соответствующая практика правоприменения закона. При этом защита авторских прав на музыкальные произведения остается острым вопросом и для клубных продюссеров.


Тиражирование нелегальных дисковТиражирование нелегальных дисков остается одним из основных способов распространения нелегальной мультимедиа продукции. Согласно данным Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, объем контрафактной продукции в столице будет сокращаться и уменьшится к 2011 г. с 50% до 25%. По данным комитета, в Москве много «пиратских дисков», которые производятся в других регионах России и за рубежом. При этом в течение года в столице была прекращена деятельность 12 линий по производству таких дисков. Для сравнения, рынок контрафакта Петербурга, по разным оценкам, составляет 2–2,5 млн дисков в месяц, то есть до 45%-50% от общего объема дисков. По данным на начало 2007 г., объем контрафакта в городе достигал 90–95% от общего объема рынка.
Однако ставить крест на пиратском рынке преждевременно, полагают эксперты. "Взятки должностным лицам, выдающим лицензии, никто не отменял. Возможно, появится больше охотников их получить. Если раньше за что-то платилась N-сумма одному, то теперь двоим-троим. Поправка коснется производств, уличенных в контрафакте. Но и то выборочно. То есть тех, которые делали и легальную и нелегальную продукцию. А тех, кто держит завод в гараже - вряд ли" – говорит Алексей Кошелев, коммерческий директор Diamond Records.
На деятельность ритейлеров данные поправки вряд ли окажут серьезное влияние, поскольку стоимость лицензий не должна повлиять на розничную стоимость продукции. Поскольку цена на CD/DVD не изменится в большую сторону, снижения спроса ждать не приходится.

По словам Алексея Вовка (Сеть музыкальных магазинов Music Star в ЮФО): «Ситуация не поменяется и все останется как прежде». Также считает и project менеджер московского лейбла Tranceport Media Group Дмитрий Гусаков: «Это не является проблемой для нашего лейбла, поскольку вопросы по поводу данной лицензии надо предъявлять к нашим дистрибьюторам (которые печатают тираж), для нас же данная поправка ничего кooрдинально не меняет, так как пиратство в Интернете эти поправки никак не затрагивают».

По законодательству депонирование произведения и регистрацию сведений о нем в Реестре осуществляют авторские общества, например Российская авторско-правовая организация КОПИРУС.
КОПИРУС депонирует и регистрирует произведения на основе установленного порядка только через Российские и Московские авторские творческие союзы и через агента — портал Copyright.ru, который осуществляет прием и оформление документации на основе публичной оферты.
Авторские общества объединяют композиторов, музыкантов и других правообладателей и занимаются сбором и распределением гонораров для своих членов за комиссию от 10% до 20%, осуществляя так называемое коллективное управление правами. Гонорары отчисляют телекомпании, театры, радиостанции и прочие организации, использующие музыку, тексты и другие произведения авторов. Объединяющее 17 тыс. авторов РАО в 2003 г. собрало $24 млн. Потенциальная емкость рынка авторских обществ в России составляет от $100 млн до $200 млн.

Помимо РАО, коллективным управлением правами, в России занимается несколько организаций – Российское общество по управлению правами исполнителей, Российская фонографическая ассоциация (права владельцев фонограмм), Независимое агентство по авторским правам (НААП; представляет авторов и музыкантов "АРС Рекордс"), РОМС (права в интернете), "Копирус" (права на репродуцирование), РОПАС (права создателей кинофильмов).

Однако законодательство об авторском праве в России заработает еще не скоро. Более того, проблемы в этой сфере – один из барьеров вступления нашей страны в Всемирную торговую организацию (ВТО). В масштабах единой Европы не выработано единой политики в области обеспечения доступа к продуктам интеллектуальной собственности. Хотя известно, что подобные правила имеются. Более того – формально российское законодательство выглядит весьма цивилизованно. Кроме того, в стране кроме Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент РФ), имеющего полномочия федерального органа исполнительной власти, функционируют вышеназванные общества по управлению коллективными правами. А в международном масштабе права авторов призваны защищать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная межправительственная организация при ООН, Всемирная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC), Европейское объединение авторских и композиторских обществ (GESAC). Так что единых правил, в том числе и европейских, получается более чем достаточно.